Что будет с банковским сектором в ближайшие 5 лет?

Цель нашей компании - предложение широкого ассортимента услуг на постоянно высоком качестве обслуживания.

«Стандартные источники роста банковской структуры фактически исчерпаны»

банкротство-предприятия-300x223По каким причинам судьба отечественных банковских структур в ближайшем будущем будет зависеть в большей степени от их собственников, и стоит ли людям ожидать новые дефолты по розничному кредитованию? Ответы на эти вопросы были даны старшим директором, руководителем группы банковских рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства, (АКРА) Кириллом Лукашуком.

- Что можете сказать о новых драйверах роста банковской системы Российской Федерации в ближайшие несколько лет?

- АКРА считает, что основной источник роста и драйвер изменений в банковской структуре в ближайшем будущем – это собственники финансовых учреждений. Причина, в первую очередь, следующая - традиционные макроэкономические (прежде всего, потребление) и инерционные (эффект от смены структуры импорта) источники роста фактически себя исчерпали.

На сегодняшний день мы следим за парадоксом, разрешение которого может привести к следующему: банковский сектор ждут качественные изменения. С одной стороны, на историческом уровне рентабельность активов добросовестного банковского бизнеса в стране всегда была намного ниже уровня многих отраслей реального экономического сектора (допустим, добычи полезных ископаемых, торговли, транспорта и так далее). На сегодняшний день, разрыв существенно снизился: в первую очередь, из-за того, что упала рентабельность реального сектора. Но при этом с сожалением приходится говорить о том, что банковский бизнес все также инвестиционно – непривлекательное направление для вложений капитала. По этой причине и отсутствует рост сектора за счет прихода новых инвесторов.

С иной же стороны, многие текущие собственники банковских организаций (речь идет и о самом государстве) задаются логичным вопросом касательно экономической целесообразности: продолжать ли развивать свой актив? Ограничения следующие: фактор низкой рентабельности, рост регулятивного и надзорного давления, повышение операционных издержек, не сулящая в среднесрочной перспективе сверхвыгоды макроэкономическая ситуация.

При этом подобное положение дел не может длиться бесконечно, и владельцы банковских учреждений будут вынуждены заняться принятием конкретного решения о судьбе своих активов: продавать их, объединять с иными игроками, либо же серьезно оптимизировать бизнес-модель. Все эти комбинированные шаги будут приводить к тому, что будет формироваться эффективная структура банковского рынка с заинтересованными и способными поддерживать дальнейшее развитие собственниками, а также финансовыми учреждениями, отвечающими регулятивным требованиям и потребностям отечественной экономики.

АКРА считает, что именно конструктивность и рациональность решений, принимаемых собственниками банковских учреждений, в ближайшие несколько лет будет оказывать влияние на стратегическую конкурентоспособность и устойчивость российского банковского сектора.

- Как Вы считаете, в текущем году основная проблема банковских учреждений – это кредиты крупным компаниям — в противоположность проблемным ссудам в рознице в прошлом году?

- Рассматривая финансовую устойчивость банковского сектора в 2016-м году, можно отметить, что на первый план выходит качество активов. Вместе с тем я бы не решился подразделять риск в зависимости от размеров компании. Вероятнее всего, мы замечаем, что некоторые отрасли в обозримом будущем будут чувствовать себя хуже остальных. Как оценивает АКРА, в их числе – непродовольственный ретейл, строительство и автомобилестроение.

Естественно, подобная реализация кредитного риска касательно масштабов банковского учреждения может привести к тому, что оно потеряет финансовую устойчивость. Но это нельзя считать трендом банковской системы – скорее, недостатками риск-менеджмента отдельных игроков.

fermers_credit_00Что касается розницы – здесь динамика снижения портфельного качества не выглядит столь драматично. Это все из-за того, что произошла реализация риска насыщения рынка необеспеченного потребительского кредитования. При этом ухудшились фундаментальные макроэкономические показатели домашних хозяйств (прежде всего, снизились реальные располагаемые доходы и слабо, но очень устойчиво растет безработица). Это может спровоцировать новые дефолты по ссудам физических лиц.

- Что Вы прогнозируете по прибыли банковского сектора на 2016-й год?

- По мнению АКРА, если не будет ничего сверхъестественного в макроэкономике и сохранятся текущие процентные ставки, вероятнее всего, финансовый результат сектора превысит уровень 2015-го года. Мы имеем в виду уровень прибыли в 300–400 миллиардов рублей.

- Сколько банковским организациям может потребоваться дополнительных резервов на возможные потери в 2016-м?

- По нашим ожиданиям, стоимость риска по итогам текущего года будет находиться в диапазоне 3,5–4%. Это значит, что чистое досоздание резервов составит примерно 2,1–2,4 триллиона рублей.

- Насколько требуется иметь право на мотивированное суждение Банку России?

- Я, как рейтинговый аналитик, очень остро интересуюсь этим вопросом. Вся проблема в том, что рейтинговый анализ в основном построен на основании тех сведений, которые агентство получает от клиента и из иных публичных источников. Очень часто случаются ситуации, когда агентство не соглашается с оценкой тех либо иных активов и обязательств банковского учреждения и может привести инвесторам (пользователям рейтинга) аргументированные доказательства. По сути, в этом и заключается ценность рейтинговой оценки. Расчет двух коэффициентов по публичной отчетности может быть осуществлен большинством рыночных участников. А вот понять все операции и провести оценку их влияния на финансовое состояние банковского учреждения могут лишь опытные профессионалы в кредитном анализе, из которых, допустим, и состоит структура аналитического штата агентства АКРА. При этом подобную экспертную оценку можно осуществлять исключительно на базе коллективного решения. Для агентств это рейтинговый комитет.

По этой причине лично мне кажется разумным наделить Банк России правом мотивированного суждения, принятие которого будет осуществляться уполномоченным коллективным органом.

- Возможно ли продолжение консолидации банковского сектора в ближайшем будущем? Станет ли Центробанк по-прежнему выступать ее главным катализатором, продолжится ли отзыв лицензий?

- Консолидацию будут проводить сугубо из-за сложившейся в стране неблагоприятной экономической ситуации. Мне кажется, что главная цель Банка России – провести оздоровление сектора и пресечь недобросовестную банковскую деятельность. А в качестве катализаторов консолидации могут выступать сами собственники банковских учреждений.

- Каким образом Вами оценивается активно обсуждаемый на сегодняшний день механизм санации банковских учреждений bail-in? Будет ли он эффективным? Стоит ли к нему «подключать» физических лиц или все же это не для них?

- Саму идею участия больших кредиторов в решении проблемы банковского учреждения, близкого к дефолтному состоянию, по нашему мнению, можно считать априори правильной и грамотной. Здесь основной аксиомой является следующий фактор – живой банковский бизнес всегда намного лучше, нежели банкротный бизнес. То есть если банковской организацией законодательство не нарушается, выведения активов нет, но в тяжелой ситуации он оказался на грани фола (нарушил нормативы или не исполнил платежи – это как пример), то в общей ситуации и для финансового сектора, и для кредиторов, его будет выгоднее сохранить как действующую организацию.

В особенности в случае, когда уровень возмещения кредиторов банков третьей очереди в среднем в России, по нашим оценкам, составляет 5–10%.

Как и во многих иных механизмах, эффективность bail-in зависит от определенных деталей, а также от своевременности реагирования Центрального банка и АСВ. Если подобную инициативу одобрят заинтересованные стороны, и проект будет вынесен на обсуждение, АКРА в обязательном порядке проведет его оценку и поделится ею с инвестиционным сообществом. Это очень важный момент для пользователей кредитных рейтингов, поскольку процедура bail-in может существенно влиять на принципы присвоения кредитных рейтингов банковских организаций и их долговых инструментов.

- Как Вы считаете, действующий список системно значимых финансовых учреждений является исчерпывающим, или же его необходимо дополнить? Если список стоит дополнить, какие типы банковских организаций были бы включены Вами в первую очередь?

- Подход Банка России к определению требований и перечню системно значимых банковских организаций реализован в духе и с учетом требований Базельского комитета по банковского надзору к локально значимым кредитным организациям. Если брать в расчет регулятивную точку зрения, подобный подход можно считать оптимальным. Несмотря на это, АКРА подходит к учету системной значимости банковских учреждений в кредитных рейтингах немного по-другому, с учетом особенностей и структуры российского банковского рынка, а также аспекта региональных экономик. Причина в том, что АКРА планирует присвоение кредитных рейтингов по национальной шкале для Российской Федерации, что предполагает более гранулированное ранжирование банковских организаций по шкале.

- Какие особенности можно считать характерными для методологического подхода АКРА к определению кредитных рейтингов банковских организаций?

credit-in-Europe-1- Для начала хотелось бы выразить благодарность рыночным участникам за то, что откликнулись на опубликованный проект методологии, который был опубликован на нашем сайте для обсуждения с инвестиционным сообществом. Благодаря обратной связи с участниками рынка мы смогли доработать методологию и учесть дополнительные специфические факторы, характерные для российского рынка и регулирования.

В фундаментальном плане наш подход – это комбинация качественной и количественной оценки основных областей риска банков; глубокий анализ специфики бизнес-модели, которой придерживается кредитная организация. Отдельно стоит отметить, что анализ сфокусирован не только на нынешней, но и на будущей кредитоспособности финансового института, на горизонте 12–18 месяцев, что соответствует определению кредитного рейтинга АКРА.

Не считаю, что мы открыли что-то оригинальное, но проработанная методологическая база, ее соответствие основным требованиям, а также комбинация с хорошим командным профессионализмом, дают повод считать, что рынок получит объективную и независимую оценку кредитного качества российских банков.

Проблемы с кредитами? Пишите, мы поможем!

Вернуться к списку